На сегодняшней сцене джазового мейнстрима («основного течения»), перенасыщенной талантливыми и хорошо образованными музыкантами, выделиться непросто. Классический джаз постепенно возрождается, приобретает всё больший вес в среде уверенных в себе и успешных в жизни слушателей. Музыка, которую джазовые радикалы поспешили объявить умершей ещё в 1970-х, вновь сильна и популярна; и, разумеется, каждому обращающемуся к ней исполнителю приходится делать выбор: развлекатель он или художник, реставратор традиций или новатор, последователь или автор. И, собственно говоря, зарабатывает ли он себе на жизнь ремесленничеством или видит в этой музыке настоящее высокое искусство. Этот выбор потому и серьёзен, что мейнстрим воспринимается обычно как музыка устоявшаяся, не допускающая резких новаций и экспериментов.
Олег Киреев – из тех музыкантов, чья любовь к мейнстриму рождалась ещё в годы его относительного упадка, когда в мире считалось правильным экспериментировать с этникой, джаз- роком или электроникой. Олег создавал свои первые мейнстрим-проекты, не упуская из виду эти современные тенденции, и во многом именно поэтому западная пресса называет саксофониста «революционным»; однако то, что на первый взгляд производит впечатление революции – на самом деле последовательное и осознанное развитие идей, берущих своё начало именно в классическом джазе.
Первый полноценный период мейнстрима в творчестве Олега Киреева начался на рубеже 80-х и 90-х, когда он, добившись в СССР признания с этно-джазовой группой «Орлан», перебрался на несколько лет в Польшу и сконцентрировался на современном джазе.
Знаменитая польская школа скорректировала его почерк, и на стыке двух национальных школ (джазовой польской и этнической российской) родился тот голос, который и прославил Киреева по-настоящему. Голос, взявший всё лучшее от джазовой традиции, свободно пользующийся современным музыкальным языком и соблюдающий баланс между старым и новым.
Записанный в 1994-м альбом «Romantic», на котором Киреев впервые высказался именно в мейнстриме, сразу обратил на себя внимание: американский саксофонист Бад Шэнк, впечатлённый этой работой, пригласил Олега учиться в США. Киреев открывает для себя родину джаза, играет в ансамбле наиболее успешных выпускников школы Шэнка, выступает на фестивалях в Портленде и Сиэтле, завязывает творческие связи с многими великолепными джазменами Америки – и всё это время доказывает на практике, что классический джаз жив, интересен, перспективен.
Пресса отмечает его одновременное соответствие канонам старой саксофонной школы и современность, уважение к традиции и наличие собственных идей. В 1996-м квартет Киреева получает диплом «За выдающееся выступление» на фестивале в Монтрё (!), а вскоре после этого выходит записанный в Польше альбом «Song For Sonny» - пожалуй, самое удачное на сегодня произведение Киреева как мейнстримового музыканта, записанное при участии специального гостя, пианиста Иоахима Менцеля. Эта работа открывает для Киреева новую страну – Великобританию. Показанная в 1997-м на Бирмингемском джаз-фестивале программа альбома приводит к тому, что его называют «сюрпризом» и «экстраординарным тенористом». Успешно прошло и фестивальное выступление в Лондоне, после которого визиты Киреева на Альбион делаются такими же регулярными, как и в другие страны.
Подобно многим великим джазменам, Олег не боится экспериментировать в классическом джазе с малыми составами: крайне интересен, например, его дуэт с известным гитаристом Александром Виницким. Что до его собственного коллектива, то постепенно Олег собирает вокруг себя ведущи х российских специалистов по музыке времён расцвета джаза, время от времени обновляя коллектив за счёт «молодых львов» - музыкантов нового поколения, имеющих блестящую школу американского образца, охотно приглашая гостей, исполняя как стандарты, так и авторскую музыку. Параллельно развиваемые проекты в области этнического джаза, world music, smooth jazz’а позволяют ему оставаться на виду у самой разнообразной аудитории.
Совмещая карьеру музыканта с деятельность организатора, Олег формирует «лицо» лучшего джаз-клуба современной Москвы. Именно здесь его ансамбль получает постоянную прописку и завоёвывает любовь слушателей, постоянно совершенствуя программу и проводя своеобразные абонементы, посвящённые творческому наследию великих джазовых музыкантов. Квартет и трио Олега много и плодотворно работает с ведущими современными музыкантами США, гастролирующими в России. Разнообразие творческих концепций, которые привозят эти музыканты в Россию, их прошлого, даже самих их инструментов позволяют ансамблю Олега получать совершенно уникальный опыт взаимодействия с «передовой» современного джаза.
Киреев ездит в гастрольные туры, не уступающие по масштабу турам мировых джазовых звёзд. Так, после 20-дневных гастролей по Польше о нём появилась большая статья в легендарном журнале «Jazz Forum». С Олегом сотрудничают музыканты из разных стран, олицетворяющие сегодняшнее состояние импровизационной музыки, и это сотрудничество часто имеет по- настоящему интернациональный характер. В ближайшем будущем ему предстоит, например, польский тур с американским пианистом Китом Джаворсом, к которому внимательно присматривается весь джазовый мир: подобно самому Кирееву, это музыкант, способный смотреть на классический джаз как на действительно актуальное искусство.
Сегодняшний Олег Киреев – это музыкант мирового уровня, чья национальная принадлежность уже не играет для коллег и промоутеров особой роли. Он играет на совершенно разных сценах, в совершенно разных странах, исполняет оригинальную музыку в совершенно разных стилях (от классического джаза до world music) – и при этом никогда не изменяет себе, не позволяя искусству превратиться в коммерцию. «Невероятно добротный, мягкий, полный воодушевления, стильный и высококлассный» - так говорят о звуке его саксофона американцы. «Энергетика - коллекционная. Гибкость - поразительная. Эрудиция – широчайшая» - так говорят русские.